Хоть раз увидеть Париж мечтает, наверное, каждый. Очень жаль, что на пути у этой мечты, как правило, стоят большие деньги, которые придется заплатить за поездку. Что ж, на собственном опыте я убедилась: сумму эту можно значительно снизить, если действовать с умом.
Май — лучшее время, чтобы съездить в Париж. Именно в эту пору тут цветут тысячи каштанов, делая город еще красивее, если такое в принципе возможно. Однако на вашем месте я не стала бы расстраиваться, если поездка в самый благодатный период по каким-то причинам состояться не может. Париж прекрасен в любое время года и в каждое по-своему. А вот на выходные лететь в Париж не стоит. Невероятные толпы туристов и очереди везде, где только возможно, испортят ваше впечатление от города и не позволят насладиться его атмосферой.
Лучше выбраться в город вечной любви среди недели, с понедельника по четверг, в крайнем случае по пятницу. Четырех дней вполне хватит, чтобы осмотреть основные достопримечательности и даже съездить в «королевский» пригород Парижа — Версаль.
Настройтесь сразу на то, что нельзя объять необъятное: в Париже множество достопримечательностей, музеев, картинных галерей, театров, кабаре, магазинов и прочих мест, достойных внимания. Но ваша цель не количество, а качество. Увидеть не как можно больше, но как можно лучше. Открыть свой собственный Париж, в котором почувствуешь себя комфортно и счастливо.
Комфорт Париж — это не тот город, который смотрят «на бегу», да еще и в составе большой группы разношерстных попутчиков. И именно поэтому автобусный тур не лучшее средство для знакомства с самой элегантной столицей Европы.
Ценовой диапазон огромен — от баснословно дорогих апартаментов в королевском «Ритце» до дешевеньких комнат в двухзвездочных отелях.
Читая отзывы туристов, обратите внимание на: 1) удобство кроватей, 2) удаленность от станции метро, 3) шум с улиц в ночное время, 4) чистоту номеров и 5) качество завтрака.
И не слушайте людей, которые утверждают, что отель — это не важно, «было бы, где голову приклонить». Комфорт, удобство, спокойный сон и сытный завтрак — все это неотъемлемые составляющие хорошего отдыха и незабываемых впечатлений.
Имейте в виду: за одну и ту же цену можно получить чистый номер практически в самом центре и грязную каморку «у черта на куличках». Поэтому на поиски отеля времени жалеть не стоит. При этом учтите, что парижским отелям, за исключением элитных, присущи общие черты: тонкие стены между номерами, маленькие комнатки и простенькая мебель.
Существует в Париже и несколько хороших отельных сетей, которые предлагают весьма неплохое качество по вполне умеренным ценам. К примеру, это сеть Campanile, гостиницы которой расположены в разных местах города, в том числе и недалеко от Эйфелевой башни. С человека в сутки 40 евро — и к вашим услугам очень уютный и чистый двухместный номер с хорошими кроватями. Правда завтрак в эту стоимость не входит и за него придется платить отдельно.
Итак, отели в Париже — вещь весьма и весьма индивидуальная: звездность и цены далеко не всегда соответствуют предлагаемому набору и качеству услуг. Поэтому самый главный показатель при выборе гостиницы — отзывы людей, в ней уже побывавших.
О, Париж! Рассказывать о Париже сложно: хочется кричать и размахивать руками. Хочется писать стихи и акварели, и слов не хватает от избытка чувств. Постоянно кажется, что все это уже было кем-то написано и сказано и, наверное, так оно и есть.
Но все же… Начать осмотр Парижа лучше всего с самого популярного маршрута, который начинается у Лувра и проходит по прямой через площадь Карусель, сад Тюильри, площадь Согласия (Конкорд) и Елисейские поля. Конечным пунктом является Триумфальная арка.
Каждая из перечисленных достопримечательностей требует к себе особого внимания, а значит, и времени. Чтобы с толком и чувством пройти по указанному маршруту длиною всего в несколько километров, вам потребуется полдня. При этом посещение Лувра в программу маршрута не входит, так как этому музею необходимо посвятить как минимум еще полдня.
Итак, двигаясь по прямой от пирамид Лувра, вы незаметно для себя минуете площадь Карусель (на которой находится небольшая Триумфальная арка) и окажетесь в саду Тюильри, который был разбит в 1564 году по указанию Марии Медичи. Безусловно, по достоинству оценить это место можно лишь в теплое время года, когда деревья покрыты листвой, пестро цветут клумбы и работают фонтаны. Но все же оторвите на минутку взгляд от цветов и статуй и вдали вы увидите силуэт Эйфелевой башни, слегка размытый в утреннем дрожащем воздухе, словно на полотнах импрессионистов.
Сад Тюильри приведет вас к площади Согласия — Конкорд, на которой во времена французской революции было казнено более 1000 человек (среди них Людовик XVI, Мария Антуанетта, Робеспьер). В центре площади возвышается знаменитый Луксорский обелиск, подарок Луи Филиппу от египетского вице-короля Мехмета-Али. На этой же площади находится один из самых роскошных парижских отелей — Крийон.
От площади Конкорд начинаются Елисейские поля — самая красивая, популярная, яркая, дорогая и многолюдная авеню Парижа. Рассказывать о Елисейских полях бесполезно, эту улицу надо видеть собственными глазами. Заглянуть в магазины, посидеть в одной из кондитерских, купить открытки. Идти не торопясь, чувствуя во рту вкус ванильного крема и видя перед собой громаду Триумфальной арки.
Способы передвижения У Триумфальной арки вы почувствуете, как «гудят» ноги. Пришло время воспользоваться общественным транспортом.
Итак, парижская система общественного тpанспоpта включает в себя метpо (Metropolitain), автобусы и скоpостные пpигоpодные электpички RER.
Парижское метро — одно из самых старых в мире, открыто 19 июля 1900 года (на 35 лет раньше, чем московское). Оно очень простенькое, в меру грязненькое и довольно дорогое: стоимость одной поездки — 1,5 евро. Но если купить книжечку сразу на 10 поездок, можно сэкономить почти половину суммы.
Метро работает с 5:30 утра до 1:00 ночи, схема линий есть в любом приличном путеводителе и в Интернете. Кроме того, ее бесплатно дают в каждом отеле и в каждой кассе самого метро (вместе со схемами движения электричек и автобусов). Кстати, все линии метро в Париже имеют свой номер (всего их 16) и цвет, а направление обозначается по конечной станции. По одному билету можно делать сколько угодно пересадок, кроме того, билеты на метро подходят для автобусов и электричек (RER) в пределах Парижа.
Hа станциях и в табачных киосках можно пpиобpести Carte Orange (внимание: для этого проездного необходима маленькая фотография). Пpодолжительность действия Carte Orange опpеделяется в купоне, который к ней прилагается. Это может быть неделя (строго с понедельника по воскресенье, продается до среды включительно!) или месяц. Стоит Carte Orange от 15 до 40 евро. Кроме Carte Orange существует проездной на день — Mobilis Pass. Он стоит 5,3 евро на две зоны, 7 евро на три зоны, 12,1 евро на пять и 18,4 евро на все восемь зон города.
Альтеpнатива указанным пpоездным — туpистический пpоездной, который называется Paris Visite, позволяющий один, три или пять дней пользоваться неограниченным числом поездок на метро, автобусе и электричках. Кроме того, он дает право на скидки при посещении некоторых музеев и ресторанов, при покупке билета на речной трамвайчик или туристический обзорный автобус желтого цвета.
Стоит Paris Visite от 8,5 (один день в трех зонах) до 53,35 евро (пять дней во всех восьми зонах). Однако учтите, что смысла в этом проездном немного. Дело в том, что по стоимости он дороже Carte Orange, а скидки, которые так расхваливают во многих туристических путеводителях и проспектах, — чисто номинальные. Во-первых, они действуют лишь в музеях «второго ряда» (которые вы вряд ли захотите посетить) и, во-вторых, не в виде денежного выражения, а в качестве второго билета (только зачем он нужен, если у вашего спутника тоже Paris Visite или вы вообще путешествуете в одиночку?).
При покупке билета на речной трамвайчик или экскурсионный автобус вы получите лишь небольшую скидку в несколько евро на второй билет. В ресторанах все еще хуже. Подарок — это один дешевый коктейль, мороженое или кусочек торта.
Плата за проезд на такси начисляется по счетчику. Базовый тариф за любую поездку — 2 евро плюс от 50 центов (в дневное время) до 1 евро (в ночное время) за километр. За пределами города цены примерно на 40 процентов выше, а об оплате надо договариваться заранее.
Музеи В Париже столько достопримечательностей, что на музеи времени практически не остается. Однако в Лувр следует зайти непременно. В конце концов, постоять минуту у «Моны Лизы» куда приятней, чем несколько часов рассматривать витрины на парижских бульварах. Я лишь напомню: прежде чем планировать посещение музеев, убедитесь, что они в этот день открыты. Некоторые не работают по понедельникам, другие, например Лувр, — по вторникам.
Если вы желаете осмотреть несколько музеев, имеет смысл приобрести билет Musees Monuments. С ним можно посетить (причем минуя общую очередь!) большинство музеев и памятников Парижа — Лувр, Триумфальную арку, Нотр-Дам, Пантеон, Консьержери, Центр Помпиду, Версаль, музеи д’Орсэ, Бальзака, Делакруа, Пикассо, Гюго, Родена, военные и научные музеи, а также замки в окрестностях города.
Стоит этот билет 18 евро на один день, 36 на три дня и 54 евро на пять дней. Если учесть, что разовые билеты стоят около 8 евро (в Лувр 8,5 евро, подъем на Триумфальную арку — 8, на Нотр-Дам — 7 и т. д.), экономится определенная сумма. И последнее: в первое воскресенье каждого месяца вход во многие музеи Парижа бесплатный. Только вот компенсирует ли это огромные очереди, в которых придется стоять, сказать сложно.
Гастрономические радости Спешу вас огорчить. Гастрономический Париж довольно дорог, особенно на центральных авеню и бульварах. Наверное, именно поэтому у входа в большинство кафе, ресторанов и баров вывешены прейскуранты.
Салатик за 30 евро — вещь на Елисейских полях весьма обычная, точно так же, как стаканчик пива за 10 или чашечка кофе за 15 евро. Впрочем, можно найти и дешевле, но не намного. Поэтому мы пили кофе в старом добром «Макдоналдсе», а ужинали в многочисленных ресторанчиках Латинского квартала.
О, Латинский квартал! Пристанище студентов из Сорбонны и голодных туристов! Здесь ресторанчик на ресторанчике на любой вкус и кошелек. Во французских предлагают устриц и улиток с бокалом молодого вина за 20 евро. В турецких еда будет проще, но в 2–3 раза дешевле.
Сувениры Сувениры, которые в Париже просто невозможно не купить, не стоит приобретать ни на Елисейских полях, ни на площади Конкорд, ни на других центральных площадях и улицах. Самое подходящее для этого место — район Монмартра и магазинчики, расположенные на окраинах города. Цены здесь будут в два-три раза ниже.
Красное или желтое? Этот вопрос встанет перед вами, когда придется выбирать из двух видов экскурсионных автобусов, курсирующих по городу. Есть и желтые, и красные, и те и другие — двухэтажные, с открытым верхом. И в те и в другие можно садиться неограниченное количество раз в течение дня.
Но… Красные ездят только по одному маршруту (основные достопримечательности, девять остановок), а у желтых таких маршрутов четыре (более 50 остановок). Билет на красный автобус стоит 22 евро и действителен два дня, на желтый — 26 евро на один день или 29 на два. Детские билеты в два раза дешевле.
Выбирая свой автобус, знайте, что билет на желтый дает 30-процентную скидку на билет на речной трамвайчик в этот же день (обычная цена — 12 евро на день, 14 — на два, 17 — на пять дней, неограниченное количество посадок). Можно купить билет на желтый автобус в комбинации с билетом в Диснейленд или на речной трамвайчик — получите довольно ощутимую скидку.
И еще одно: и в тех и в других автобусах можно слушать аудиоэкскурсию (на основных языках, включая русский), наушники входят в стоимость билета.
Транспортные зоны Парижа Три зоны — это центральный Париж в границах времен д’Артаньяна плюс Дефанс, Сен-Дени, Венсен. Пять зон — это центр плюс Версаль, Диснейленд, аэропорты. Восемь зон — все вышеперечисленное плюс дальние пригороды.